Рецензия на фильм «Мир Юрского периода 2»
Рассвет планеты динозавров
В 2015 году перезапуск франшизы Стивена Спилберга «Мир Юрского периода» вновь вернул на большие экраны (и в моду) динозавров, превзойдя по сборам все супергеройские фильмы, которые в наше время считаются верным способом заработать миллиард долларов, и с размахом продемонстрировав, как нужно вдыхать новую жизнь в культовые истории. Он вновь показал парк развлечений с динозаврами на огромном острове, но уже с современной точки зрения. А теперь пришло время навсегда изменить мир, выпустив динозавров на свободу в «Мире Юрского периода 2»...
События «Мира Юрского периода 2», получившего подзаголовок «Павшее королевство», разворачиваются в нашем времени, то есть три года спустя инцидента на острове Нублар, когда новый генномодифицированный вид Индоминус Рекс вырвался на свободу и убил множество посетителей парка развлечений. Человечество со свойственной ему способностью быстро забывать уже списало динозавров со счетов, и лишь извержение вулкана на острове вновь привлекло внимание общественности к доисторическим существам. Поразмыслив и выслушав разных ученых, госструктуры пришли к выводу, что не стоит тратить деньги и людей на спасение гигантских хищников, зато Клэр Диринг (Брайс Даллас Ховард), основавшая благотворительную организацию по защите динозавров, готова до последнего бороться за них. Она находит частного спонсора с ресурсами в лице Бенджамина Локвуда (Джеймс Кромуэлл), с которым много лет назад Джон Хаммонд начинал свои эксперименты по воскрешению динозавров, и отправляется обратно на Нублар.
Чтобы миссия по спасению динозавров с острова, который вот-вот взорвется, прошла успешно, Клэр нужен еще один такой же безумец, который готов ради динозавров рискнуть своей жизнью, – Оуэн Грэйди (Крис Прэтт). Они давно расстались, но когда Клэр сообщает Оуэну, что его любимая раптор Блу, которую он вырастил и воспитал, все еще жива, он тут же подписывается на эту опасную миссию на извергающийся вулкан. Здесь сценаристы франшизы поступили очень умно, решив выжать от заезженного сюжетного хода с возвращением на остров динозавров максимум – то есть эпично его взорвать. Причем финальная сцена на острове получилась в равной мере зрелищная и трогательная. Один из ключевых и самых ярких моментов франшизы. Таким образом нам показали, что парки развлечений остались позади, а впереди – большой мир. Мир, в который увезли десяток видов динозавров, включая самых опасных хищников. И конечно же это было сделано отнюдь не из гуманистических побуждений.
Но вы ведь собираетесь на «Мир Юрского периода 2» не ради любовной истории Клэр и Оуэна и даже не ради взрывающегося острова, правда? Эта франшиза всегда держалась на динозаврах, и спустя столько лет они продолжают удивлять, умилять и пугать зрителей всех возрастов. В фильме Клэр называет первую встречу с динозавром «чудом», и здесь она абсолютно права. Более того, «Мир Юрского периода 2» продолжает переосмысливать роль динозавров в человеческом мире и на этот раз полностью перестает относиться к ним как к монстрам, подчеркивая, что главными монстрами в этой истории всегда были именно жадные и безрассудные люди, которые играют с генами доисторических зверей, как с пазлами, не задумываясь о последствиях, а не рапторы или Ти-Рекс. Более того, динозавры на экране не раз показывают гораздо более высокий уровень интеллекта и человечности, нежели некоторые представители вида Homo sapiens.
Вместе с возвращением динозавров для поклонников оригинального «Парка Юрского периода» было важно в данном сиквеле увидеть Джеффа Голдблюма в образе знаменитого математика-хаосолога Яна Малкольма, который всегда скептически относился к идее вернуть динозавров к жизни, но здесь у него по сути одна единственная сцена, просто разбитая на несколько частей. После такого активного пиара Голдблюма в трейлерах ожидалось нечто большее. А получилось слишком много шума из ничего. Лучше бы они свели его роль к секретному камео, и тогда это был бы приятный сюрприз, а не разочарование. Хотя раз актер уже вернулся в данном сиквеле, и учитывая его финал, его Малкольм просто обязан будет воссоединиться с динозаврами в третьем фильме.
Зато сведение роли Голдблюма к минимуму дало достаточно пространства, чтобы блеснуть начинающим актерам: Джастису Смиту в образе системного аналитика Франклина, который не в восторге от динозавров (поскольку они с момента знакомства пытаются его съесть), Даниэлле Пинеде в роли отважной палеоветеринара Зии Родригес, которая знает, где достать кровь для переливания раптору, и совсем юной Изабелле Сермон в образе любознательной девочки Мэйси, чей секрет вы быстро отгадаете, если будете смотреть внимательно. Но от этого секрет не становится менее значительным, поскольку переносит науку этой параллельной нашему миру киновселенной на новый уровень и открывает новые возможности.
У режиссера Хуана Антонио Байоны, снявшего номинированную на «Оскар» картину «Невозможное», вышел отличный сиквел, который расширяет мир динозавров до невиданных ранее масштабов. При этом «Мир Юрского периода 2» вновь мастерски пользуется старыми сюжетными поворотами, совершенствуя их и одновременно подчеркивая, что люди не учатся на своих ошибках, поэтому обречены их повторять. Но то, что происходит во второй части фильма, когда действие переносится на материк, является чем-то абсолютно новым – это великолепный микс научной фантастики с примесью триллера и саспенса. А композитор Майкл Джаккино превзошел самого себя и создал лучший саундтрек франшизы со времен первого «Парка Юрского периода», музыку к которому написал легендарный Джон Уильямс.
Всем, кто любит динозавров, «Мир Юрского периода 2» смотреть обязательно. Причем лучше всего именно в IMAX: на огромном экране и со звуком, который вас окружает, создавая впечатление, что к вам тоже подкрадывается динозавр... «Мир Юрского периода 2» поднимает планку для летних блокбастеров высоко к облакам, среди которых парят птеродактили, и дотянуться до нее остальным фильмам этого лета будет очень не просто.
С момента появления на свет первого динозавра в лаборатории Хаммонда в 1993 году, неустанно приближался второй повортный момент в истории и динозавров, и человечества. Момент, когда они покинут свой остров и окажутся в большом мире, мире Юрского периода.