«Орудия смерти: Город костей». Рецензия.
В экранизации первой части саги знаменитой американской писательницы Кассандры Клэр, в картине «Орудия смерти: Город костей», скандинавский режиссер Харольд Цварт предлагает по-новому взглянуть на классические каноны волшебной сказки. Конечно, Цварту несказанно повезло, ведь ему не пришлось заново изобретать велосипед – мир оборотней и вампиров был придуман задолго до него. И в то же время режиссер рисковал попасть в ловушку типичных фэнтезийных лавстори, благо, Кассандра Клэр снабдила первоисточник яркими фишками и образами, дающими фору всем предшественникам этой фэнтезийной саги. И пока фанаты «Гарри Поттера» и «Сумерек» спорят, какой из фильмов больше напоминает «Орудия смерти: Город костей», давайте поговорим о том, что же все-таки делает эту картину уникальной….
На написание серии книг о Сумеречных охотниках создательницу многочисленных фанфиков Кассандру Клэр сподвигла трагедия 11 сентября: увидев в этот день пепел в воздухе и слезы на глазах людей, писательница решила бороться со злом по-своему. Она придумала собственный мир, в котором нет супергероев, зато есть нефилимы – полуангелы-полулюди…. Они не обладают сверхспособностями, не ездят на бэтмобилях и не летают по Нью-Йорку на паутине. Нефилимы борятся с демонами благодаря нанесенным на тело рунам – магическим знакам, придающим им сказочные способности: невидимость, неслышимость и т. д.
Главная героиня картины – Клэри Фрей (Лили Коллинз) – не догадывается, что она одна из нефилимов. Она живет обычной жизнью девочки-подростка: запретами матери (Лина Хиди), учебой в школе и дискотеками в компании друга Саймона (Роберт Шиэн). Но однажды Клэри начинает видеть скрытый мир, населенный волшебными существами. Оказывается, что девочка и ее мать – Сумеречные Охотники, давний род которых с незапямятных времен охраняет мир от вампиров, оборотней и демонов. О своем происхождении и об истинном устройстве вселенной Клэри узнает от сумеречного охотника Джейса (Джейми Кэмпбелл-Буэр). Парень помогает Клэри в освобождении ее матери, похищенной отступником Валентином (Джонатан Риз-Майерс). Бывший сумеречный охотник-злодей охвачен желанием выведать, куда женщина спрятала Кубок Смерти – чашу, из которой ангел Разиэль поил первых крестоносцев своей кровью, чтобы наделить их сверхспособностями. Этот артефакт может превратить в сумеречного охотника любого «примитивного» - вот почему за кубком охотится не только Валентин, но и огромная «плеяда» оборотней и вампиров.
Главная отличительная черта фильма – его изощренно продуманная вселенная, способная втянуть любого зрителя, независимо от того, любит от фэнтези или нет. В экранизации все выглядит убедительно красиво: старые замки охотников за вампирами (в частности, здание Института), охота на демонов с огнеметами - в отличие от «Сумерек», режиссер «Орудий смерти: Город костей» добавил значительную толику мистического антуража и правдоподобных спецэффектов - все это породило завораживающую картинку – полноценный мир, который, кажется, не исчерпается, даже если будут экранизированы все 6 частей саги. Костюмы, декорации и спецэффекты не уступают таким картинам, как «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер», «Цельнометаллический алхимик», а от «Сумерек» картину выгодно отличают гармонично переплетенные любовные перипетии и сцены схваток.
Одной из тех запоминающихся «фишек», которая отличает мир Кассандры Клэр от всех остальных фентези, является тот факт, что музыка Иоганна Себастьяна Баха, который по задумке автора был сумеречным охотником, действует на бесов, как чеснок на вампиров (этот факт заставит зрителей по-новому посмотреть на все его творчество). А вот зомби, по задумке писательницы, в ее вселенной не существуют, зато главная героиня наделена необыкновенной способностью материализовывать нарисованные картинки (именно таким образом из карт таро Клэри вынимает пресловутый Кубок).
Не откажешь картине и в обаянии – за него в фильме отвечает юная Лили Коллинз – исполнительница главной женской роли. Актриса прекрасно себя проявляет в диалогах, наполеннных иронией над жизнью среднестатистического подростка. Да и сама Клэри порой чаще думает не о том, как бы вызволить мать из рук злодея с маниакальными наклонностями, а о том, кому же все-таки отдать свое сердце: стройному сумеречному охотнику или влюбленному в нее верному другу-очкарику?
В гигантской бочке сказочности можно легко распробовать ложку социальности, которую вложили создатели. Даже в потустороннем мире не забывают о том, что такое терпимость: здесь церковь борется со злом, неприемлемы рассовые дискриминации и ущемления сексуальной ориентации.
Все это дает право полагать, что фильм создан для куда более обширной аудитории, нежели для 12-летних девочек-подростков. Ведь, несмотря на всю сказочность сюжета, во время просмотра скучать не придется никому. И ничего страшного, если вы не читали книгу: в картине сохранилась основная сюжетная канва, это усилило интригу и добавило событиям экранизации особенной кино-магии.
Приятного просмотра!