Рецензии на (2008)

4 января 2009,  19:02 | Рецензии | Автор: Redder

Это, кстати, симптоматично, что при сокращении названия фильма получается аббревиатура «ОО» - так обычно туалеты помечают. То есть места, где много говна. За здоровую самокритику фильму можно кое-что простить. А за правду – поощрительно кивнуть, говна и грязи здесь и впрямь навалом. Главное, не касаться фильма руками – запомоишься.

Как рассказывает нам голос в начале фильма, к 2157 году человечество успешно забороло войны, эпидемии и терроризм и обратило свой взор в космос (на экране в это время показывают цветные хвосты, обозначающие звездные скопления, и отличные плоские звезды). По безвоздушному пространству массово рассекают корабли Свободного Поиска, пилотируемые тупыми подростками. За одним таким подростком нам и предлагается проследить (на экране виден похожий на кальмара межзвездный модуль, который лениво машет щупальцами. Причины такого поведения модуля неясны).

Внутри кальмара сидит кудрявый и красивый Максим и беседует по телефону с бабушкой из Москвы. Бабушка интересуется, не он ли украл дедову реликвию – отличные часы краснодарской сборки. Максим любовно смотрит на запястье, богато украшенное ворованными часами, лучезарно улыбается и честно отвечает «Не, не брал». У зрителя начинает складываться мнение о прекрасных личных качествах главного героя.

А за кальмарным кораблем тем временем крадется стая астероидов! Они налетают на корабль и изо всех сил его мочат! Корабль уступает натиску и обессилено падает на первую попавшуюся планету. Падает очень недорого, в основном показывают искаженную лучезарной улыбкой харю Максима и передают его нечленораздельное мычание. Как выглядит падение снаружи, нам не покажут, это слишком дорого.

Раскаленный от падения корабль чиркает брюхом по каким-то сталагмитам и валится на плато. Неповрежденный Максим улыбается, натягивает сапоги и колобком катится наружу, безбоязненно хватаясь за обшивку. Обшивка, к нашему удивлению, уже остыла. Сразу после выхода пилота, корабль осознает, что жизнь – дерьмо и взрывается. Судя по обилию красно-чОрных клубов дыма, горючим для межпланетных кораблей служит обыкновенная солярка.

Максим лучезарно улыбается и вприпрыжку скачет навстречу славному новому миру. Неожиданно наступает ночь (ее роль в фильме выполняет синий фильтр на объективе камеры). Внезапно, Максим оказывается в лесу, где за ним следит огромный урук-хай с пластмассовыми клыками на половину резиновой рожи. Потом его пленяет заросший рыжей шерстью по самые глаза актер Гармаш и ведет куда следует на дознание. А следует, конечно, на военную базу, которая расположена, внезапно, в каменном карьере. Максим продолжает улыбаться.

Кто он такой, впрочем, никого не интересует – его немедленно отправляют в столицу для сдачи анализов и прививки от дифтерии. По пути улыбающийся Максим знакомится с бытом аборигенов, который уверенно полагает варварским.

В столице наш герой испытает много приключений, сбежит оттуда, вернется туда, еще раз сбежит и уедет, наконец, в прекрасный закат. Ждите вторую часть, там все объяснят.

О чем фильм? Да ни о чем, собственно. Маэстро Бондарчук в интервью сообщил, что данный фильм – его личная борьба с тоталитаризмом, с каковым он, по молодости, не успел как следует пободаться во времена СССР. Благо, теперь тоталитаризм издох, и бодаться с ним легко и приятно. А главное – безопасно.

Качественно бороться с проклятым тоталитарным прошлым, однако, выходит не у всех. И тут на помощь приходят братья Стругацкие. Точнее, уже один брат – Борис, с бессмертным произведением про тоталитарную фигу в кармане – «Обитаемый остров».

Произведение неплохое, конечно, но сугубо для подростков. Я его, правда, читал уже в зрелом возрасте, когда прошла информация о предстоящем фильме, то есть году в 2006. В силу взрослости, увидел я там не то, что обычно видят подростки, а унылую попытку братьев-авторов погрызть ненавистный им Советский Союз. Само собой, это же там им платили огромные деньги за миллионные тиражи, это же там их возили по всем заграницам и снимали дорогие экранизации (см. Тарковский) – такую страну нельзя не ненавидеть. Надо думать, писатели искренне считали, что достойны гораздо, гораздо большего.

Поэтому в книге «Обитаемый остров» как раз и написано про группу Поэтов и Писателей, которые отчаянно борются с ненавистной Системой. Для чего они это делают, и что будет потом, Поэты, конечно, не думают – им главное бы срубить проклятую Власть. Максим мотивов Поэтов не одобряет, но уничтожить страну, в которой очутился, помогает с воодушевлением – ему весь этот мир чужд и неприятен.

Единственный положительный момент книги – финальная речь Странника. Своеобразный прием – всю дорогу читатель жил идеями и мыслями Максима, сочувствовал и сопереживал ему, радел за сноc противных башен, а на последней странице – короткий и беспощадный выговор Странника нашкодившему щенку. Вот финал у книги хороший. А сам роман – средненько.

И вот вопрос: можно ли по такой книге построить нормальное кино? Конечно же, можно. Для этого необходимо всего два условия: во-первых, убрать откровенную туфту типа уходящего вверх горизонта; и во-вторых, неплохо бы как следует представлять себе мир, который собрался описывать.

Ни одно из этих условий соблюдено не было – идиотская идея про «мир наизнанку» осталась без изменений. Хотелось бы поинтересоваться: если все жители убеждены, что живут на внутренней стороне сферы, то как же они освоили стрельбу баллистическими ракетами, полеты бомбардировщиков, не говоря уже о картах и нормальной навигации? Вот по фильму постоянно летают дирижабли. Неужто невозможно подняться на высоту хотя бы десяти километров, где нет этого «чудовищной рефракции», и понять, что они живут никак не на внутренней поверхности шара? И вообще, как получилось, что солнце они видят постоянно, а звезд не наблюдали ни разу?

С пониманием мира ровно такая же ерунда. Вот гражданин Бондарчук решил показать страшное тоталитарное государство. Прекрасно. Тоталитаризм – это прежде всего учет и контроль. Как легко догадаться, тотальный. Страна, куда свалился Максим, находится на постоянном военном положении. Это значит – строжайшая экономия всех ресурсов, мощные репрессии против несогласных, милитаризация всего и вся. И что мы видим в фильме? Откуда на улицах толпы шлюх и бригады нищих? Откуда действующие как у себя дома банды посреди столицы? Откуда эти огромные плазменные панели? Как получается, что при жесточайшей, как нам показывают, экономии электроэнергии, весь город по ночам залит светом?

Почему одежда у большинства персонажей – будто большинство только что с корпоративной вечеринки? Вы сами попробуйте в таких шмотках хотя бы день проходить, вы же сдохнете через два часа. Почему одежда у солдат, как у каких-то гопников? Почему оружие выглядит так, как будто его делал Боевой Кот Гаг с помощью рядового Драмбы из водопроводных труб?

Про технику я вообще молчу – нефункциональное, неправдоподобное говно. Шестиколесные городские машины с фарами посреди морды, ага. Боевые трайки, чуть что, становящиеся на дыбы. БМП, похожие на микроавтобусы. И, конечно, апофеоз всего – розовый фанерный танк с картонным бронелюком на дверных петлях. Он, якобы, атомный и автоматический. Если он атомный, что ж он солярой дымит? Если он автоматический, что ж у него столько места внутри, что там два здоровенных лба без труда помещаются? Зачем ему эта огромная башня с дохлым пулеметом? Почему у танка, предназначенного для боевых действий в лесу, какой-то вообще смешной клиренс? Почему у него колеса заклеены фанерой? И самое главное – ПОЧЕМУ ОН ЁПТА РОЗОВЫЙ???

Скажут: ну так это же фантастика! Тут можно все, жанр такой! Нет, жанр не такой. Если в «Матрице» Нео с Морфеем вместо того, чтобы летать по канализации на ржавом «Навуходоносоре», начнут ездить по руинам на розовом лимузине, «Матрица» превратится в бред. Если в «Терминаторе» Сара начнет ловить пули зубами и рвать роботов голыми пальцами, фильм станет идиотской пародией. Есть определенные законы жанра – и есть внутренние законы описываемого мира, которые следует соблюдать. Бессистемное нагромождение разнородных элементов называется эклектикой, выглядит по-дурацки, и смотрится точно так же.

Оказывается, кстати, что дизайнером в фильме работала тетенька, никогда ранее для фильмов не дизайнившая. Привычка брать на ответственный проект, стоимостью 40 миллионов долларов, дебютантов – она, скажем так, вызывает ряд вопросов. Сама тетенька, однако, духом не падает, а наоборот, с удовольствием рассказывает, как она отошла от предлагавшихся ей образцов, и какие классные, яркие, декадентские костюмы у нее получились в результате. Всегда приятно посмотреть на работу профессионала.

Но это к слову. Непонятным остается и идея фильма. Вот, оказывается, власть в стране захватила кучка выродков, подчинивших себе кучу нормальных людей. Другие выродки, которые не попали во власть, люто ненавидят первых, и всячески им пакостят. В идеале они, конечно, мечтают скинуть первых выродков и прийти к власти самим. А что же люди? На людей им откровенно плевать, они даже башни собираются использовать как и раньше. Потому что главное для этих самых Поэтов и Докторов – это не то, как будут жить люди вокруг. А то, как будут жить они сами. Очень достойная позиция. Но ничего не поделаешь, так в книге было прописано.

Непонятными остаются и действия главного героя. Зачем его дернул черт на юг, к мутантам? Да еще прихватив с собой Гая? Хорошо Максиму за себя решать, у него бесконечная жизнь, даже пули не берут, а Гая, если поймают, должны по всем правилам расстрелять за дезертирство. Но не думает об этом Максим, ему некогда, ему охота немедленно перестроить этот мир. До основанья.

Ну и немного про внешнюю сторону фильма. Актеры играют слабо. Хуже всех вышла, конечно, Анна Михалкова, но это потому, что она старательно изображала Валерию нашу Ильинишну. Истерика, визг, проклятые коммуняки – полный набор. Ротмистр Чачу – типичный комиссар из говносериала «Штрафбат», мерзко ухмыляется, не менее мерзко истерит и грозит всех стереть в лагерную пыль, если вдруг чо. Главный герой Мак Сим задрал непрерывной лыбой и полным отсутствием каких-либо дополнительных эмоций. Судя по всему, актер Василий Степанов настолько многогранен и ярок, что его в фильме даже переозвучили. Видимо, родной голос у него столь же тошнотворен, сколь и лучезарная улыбка. Хотя, судя по отзывам, пожилым женщинам и безголовым соплюшкам этот красавец очень понравился.

Чуть лучше получились Гай Гаал и Неизвестные Отцы. Из Отцов в полный восторг привел сам Теодор фон Бондарчук, сыгравший Умника – гламурный пидарас из Теодора получился очень убедительно, актер явно играл самого себя.

Чтобы понравиться интеллектуалам, режиссер напихал в свой фильм кучу заимствований и повторов из других фильмов – навскидку вспоминаются «Блейдраннер», «Матрица», «Звездная пехота», «Эквилибриум», «В значит вендетта». Только вот «ОО» почему-то получается хуже.

В этой связи очень интересно смотреть на вопли наших киномастеров, типа «Да если бы у нас бюджет, как у Питера Джексона, то мы бы…». Дорогие мои – ну вот у «Эквилибриума» бюджет был 20 миллионов долларов. А у «Обитаемого острова» - сорок миллионов. И что? Не в деньгах дело, товарищи.

Специальные эффекты в фильме очень недорогие, даром что столько денег потратили. Статичные рендеры вышли несколько лучше – виды города просты и безыскусны, но хотя бы отчасти _доставляют_. Динамические эффекты же и вовсе – упасть и откатиться. Автоматические пушки в лесу – уровня «Терминатора» 1982 года. Драка с голованом – полный атас, снята в стробоскопном мигающем свете, чтобы не было видно, что товарищи дерутся с резиновой куклой. Ветряки в самом конце – плохо отрендеренные модельки из 3D Max. В панорамных наездах везде видно, где заканчивается натурная съемка и начинается нарисованное на компьютере. Куда дели сорокамиллионный бюджет, загадка, все, показанное в первой части, тянет максимум миллионов на пять. Слабая съемка, отвратительный монтаж, цельности в фильме никакой. Актеры не стараются, саундтрек от М.Айнур (это тонкая шутка для понимающих) не запомнился ничем.

Вместе с тем, следует признать, что данный проект является, пожалуй, наиболее точной экранизацией Стругацких. Просто при переносе текста братьев на экран, наружу полезли все те лажи и недоработки, что были малозаметны в книге. Их, в свою очередь, крайне удачно дополнили те перекосы, что появились уже в сценарном варианте. Любителям советской фантастики – привет.

Второй фильм посмотрю, конечно, но только из энтомологического интереса. Ждать от проекта не стоит ничего, денег он соберет только на некоторой части ностальгирующей интеллигенции, да на маленьких девочках, которым понравится красивый главный герой. Блокбастером фильм не станет, нет.