Американских гангстеров знает весь мир. Аль Капоне, Джонни Диллинджер, Бонни Паркер и Клайд Бэрроу, Бутч Кэссиди, Фрэнк Костелло... Этот список можно продолжать и продолжать. Но, оказывается, Европа, а точнее, ее тихий Туманный Альбион, также может похвастаться известными преступниками, поймать которых мечтали полицейские из Скотленд-Ярда. Знакомьтесь, братья Рэджи и Ронни Крэй...
Основываясь на книге Джона Пирсона «Взлет и падение братьев Крэй», Брайан Хелгеленд переносит на большой экран историю о близнецах-гангстерах, заправляющих лондонским Ист-Эндом в 1960-х годах. Какими только грязными делишками ни занимались братья Крэй, но несмотря на все их проблемы с конкурентами и законом, в конце главной проблемой для каждого из них, в особенности для Рэджи, оставался его брат.
«- Зачем ты его убил?
- Потому что не могу убить тебя.»
Что в первую очередь обращает на себя внимание в «Легенде»? Конечно же, Том Харди сразу в двух главных ролях. И знакомясь с его героями, Рэджи и Ронни Крэями, моментально понимаешь, почему режиссер не взял на эти роли двух настоящих братьев-близнецов. Харди мастерски залазит в голову каждого из них и создает отдельных, разных, но таких зависимых друг от друга людей, избравших жизнь вне закона. Весьма любопытно наблюдать за их отношениями, в которых любовь тесно сплетается с ненавистью, особенно, когда Рэджи пытается построить свою собственную семью. Вот оно – настоящее раздолье для психолога.
Харди здесь раздвоился, насколько только смог. Несмотря на все недочеты фильма, его игра – это то, что в «Легенде» неоспоримо бесподобно. Даже сейчас, когда пишу об этом, хочется упомянуть «того другого актера», который воплотил брата Рэджи. Но его нет, это все тот же единственный и неповторимый Том Харди, сумевший исчезнуть в Рэджи, а потом вновь исчезнуть в Ронни. Пожалуй, Ронни с его психологическими отклонениями и приступами ярости у Харди получился даже интереснее. Во всяком случае, в финале именно к Ронни лежит сердце.
Счастье и новые сложности в жизнь Рэджи приносит девушка Френсис, чья любовь меняет многое, но не в лучшую сторону. Деликатная и нежная Эмили Браунинг, которой очень идут прически и наряды 1960-х, вянет на наших глазах по мере развития их отношений с Рэджи Крэем. Ее Френсис наивно полагает, что из него можно сделать честного человека, постепенно превращаясь из юной красотки в несчастную тень, страдающую от депрессии. Эх, Френсис, Френсис, нужно было слушать маму. Хотя, как тут устоять перед чарами состоятельного красавца Рэджи, который знает, как впечатлить девушку? Взять бы, например, ту сцену, где он делает ей предложение, – это самый романтичный момент в кино этого года. Но в противовес ей будет под конец здесь и другая сцена...
Во второплановых ролях «Легенды» можно увидеть таких известных британских актеров, как Тэрон Эджертон, Пол Беттани, Кристофер Экклстон и Колин Морган. Но на их персонажей Хелгеленд, кажется, предпочел в основном не обращать никакого внимания. Особенно урезали значимость детектива Ниппера Рида, которого воплотил Экклстон. Именно он долгое время трудился над тем, чтобы посадить братьев Крэй за решетку, и ему это удалось. Здесь же Рида понизили до нескольких рядовых сцен. Не совсем ясно, зачем на такую роль взяли Экклстона. Хотя иначе его герой был бы совсем незаметным.
«Легенда» является фильмом о гангстерах, но не гангстерским фильмом в классическом понимании. Эра «Крестного отца» и «Лица со шрамом» ушла и вряд ли вернется. Но, кажется, Хелгеленд и не стремился снять гангстерскую сагу о братьях Крэй. Он создал необычный, современный драматический байопик, где, разумеется, присутствуют элементы гангстерской жизни, как перестрелки, драки, денежные сделки и кровавые убийства, но он больше стремится залезть в голову к Рэджи и Ронни, пытаясь выловить их внутренних демонов и показать их нам.
Местами в истории братьев Крэй режиссер активно использует фарс, особенно когда это касается их работы, приправляя их сделки кровавым черным юмором в духе анекдотов Квентина Тарантино и графически кровавой жестокостью. С этой точки зрения, сцена в баре, куда братья вдвоем и без оружия пришли на стрелку, снята идеально. Здесь еще есть парочка таких эпизодов, которые одни зрители будут смотреть с открытыми в шоке глазами, а другие зажмут глаза покрепче и поглубже втиснутся в свое кресло. Ведь Рэджи и Ронни Крэй полностью оправдывают свое звание первых преступников лондонского Ист-Энда своего времени.
Похожие снаружи и преступные внутри, братья Крэй стремились получить все и были готовы ни перед чем не останавливаться. Но поскольку один из них не думал о последствиях, а второму постоянно приходилось подчищать преступные промахи брата, то их падению просто было суждено оказаться еще более стремительным, чем их взлету.