Рецензия на фильм «Красный воробей»
Совершенно не атомная блондинка
Экранизация шпионского романа бывшего агента ЦРУ Джейсона Мэтьюза «Красный воробей» с обладательницей «Оскара» Дженнифер Лоуренс в главной роли является первым из самых ожидаемых фильмов этой весны, который выходит на экраны. С талантливым кастом и интригующим сюжетом «Красный воробей» имел все шансы получиться хорошим развлекательным кино для взрослого зрителя, но в результате даже отдаленно не претендует на звание классики шпионского жанра.
После трех фильмов франшизы «Голодные игры» Френсису Лоуренсу было необходимо переключиться на другой жанр, и шпионский триллер «Красный воробей» подвернулся под руку как раз кстати, дав ему шанс воссоединиться с тезкой Лоуренс, с которой они давно отлично сработались. Но если «Голодные игры» являются одной из самых успешных франшиз, снятых в основном для подростковой аудитории, то «Красный воробей» метит на аудиторию 18+, а значит в нем есть много насилия, крови и обнаженки. Последней – особенно много (реклама для тех, кто тайно влюблен в Лоуренс).
Картина отправляет нас в современную Россию, снятую в Словакии, знакомя с выдающейся примой Большого театра Доминикой Егоровой, чья карьера заканчивается в первые пять минут фильма, когда завистливые танцоры делают так, чтобы Доминика прямо на сцене сломала ногу. Вернувшись из больницы, девушке сообщают, что вскоре ей придется съехать из квартиры, которая является собственностью Большого театра (видимо там работают за еду и жилье, а не за гонорары), и что больше никто не будет ухаживать за ее больной матерью. Доминика в ужасе, и чтобы не отправиться на панель она идет на работу к разведчику дяде Ване (его и правда так зовут), где ее заставляют спать с теми, у кого нужно выведать информацию для России-матушки. Получается, что Доминика все-таки отправляется на панель, где у нее при этом есть еще и огромные шансы быть убитой. В общем, спасибо дяде за помощь. Потом она встречает агента ЦРУ Натаниэля Нэша в воплощении Джоэла Эдгертона, и он пытается ее перевербовать, а она пытается использовать его в своих целях, по ходу дела по-настоящему в него влюбляясь. Такая вот «Санта-Барбара» в духе Холодной войны.
Изначально шпионская тема «Красного воробья» и тот факт, что его главная героиня родом из России и работает на российскую разведку (плюс балет), привели к сравнению Доминики с марвеловской супергероиней Наташей Романовой, известной как Черная вдова, и это сравнение сыграло с новым фильмом Лоуренса очень злую шутку. Несмотря на сходство нескольких пунктов в биографиях Доминики и Наташи, у них есть главное отличие – после просмотра «Красного воробья» не хочется увидеть его сиквел, а его главная героиня отнюдь не вдохновляет хоть чем-то быть на нее похожей (кроме крутой прически, после того как она перекрасилась в блондинку). Если Наташа больше похожа на Чудо-женщину и, спасая мир, является примером для маленьких девочек, то Доминика – это уже символ для их пап, который вызывает совсем другие мысли. Фильм в некоторых сценах так отчаянно стремится перешагнуть черту между эротикой и жестким порно, в котором насилуют главную героиню, что все эти два часа отчаянно пытаешься найти здесь тот воодушевляющий посыл, о котором говорит Лоуренс в контексте съемок обнаженных сцен. Окей, она поборола себя и храбро разделась перед камерой, но какой от этого прок зрителю, который пришел увидеть нечто большее, чем ее интимные места? Но при этом главная героиня является очень умной, так что не думайте, что она просто торгует телом (хотя по сути так и есть, ведь она пошла на эту «работу», чтобы не лишиться квартиры и обеспечивать мать, не пожелав работать, например, учительницей танцев, актрисой, раз она является известной в своей стране балериной, официанткой или кассиром в супермаркете).
Доминику большую часть «Красного воробья» выставляют жертвой, хотя временами она все-таки может себя защитить. Но только в строго отведенных для этого сценах, поэтому кажется, что у нее раздвоение личности. Тут она способна до полусмерти избить парня и девушку, которые покончили с ее карьерой в балете, потом она снова становится хрупкой и беззащитной ланью, неспособной защитить себя от насильника, еще через пару сцен Доминика вновь избивает парня до полусмерти за попытку ее изнасиловать, а потом вновь ничего не может сделать со своим куратором, как только подставить щеку под его удар. Конечно, в конце благодаря уму и таланту манипуляции ей удается получить желаемое, но никак не проходит мысль, что добиться этого можно было бы и не позволяя себя систематически избивать, чтобы после с помощью синяков вызывать у американского агента сочувствие. Ведь пару лишних ударов, и она бы не дожила до финала и сладкой мести.
Без сомнений Лоуренс является одной из величайших актрис молодого поколения, которая способна сыграть что угодно. Она продолжает расширять границы и бросает себе вызов в каждом новом фильме, как в прошлогодней картине Даррена Аронофски «мать!», но в данном случае результат не оправдал затраченных усилий. Лоуренс отважно играет в сценах, где ее героиню насилуют, где ее зверски пытают, где ей приходится раздеться догола перед целым классом в злополучной «шпионской школе», при этом обычные сцены секса сняты очень целомудренно – герои в них не раздеваются. Такой вот странный Голливуд с его представлениями об интиме. Но хорошо, что в украинском дубляже главная героиня хотя бы говорит без акцента, поскольку в оригинале ее русский акцент просто ужасен. И вообще, какой шпион будет говорить с ярко выраженным акцентом, чтобы сразу было понятно, откуда он и на кого работает? Неудивительно, что англоязычная аудитория не пришла в восторг от фильма, который почти два с половиной часа насиловал их уши преувеличенным поддельным акцентом Лоуренс.
В довесок к Лоуренс и Эдгертону в «Красном воробье» сыграли такие талантливые европейские актеры, как Маттиас Шонартс, Джереми Айронс, Шарлотта Рэмплинг и Киран Хайндс, но их персонажи вызывают неоднозначные чувства. Во-первых, все они играют русских, и все эти русские – не настоящие люди из России, а микс стереотипов американцев о русских. Хоть бы одного русскоязычного актера взяли для разнообразия и отдаленной правдоподобности, который бы при произношении своего русского имени не вызывал смех. А звучащие в фильме русские имена – Иван, Петр, Екатерина – будто взяты из учебника по истории, где говорилось о царях и царицах. Выделяется только героиня Рэмплинг, которую зовут... Матрена. Когда она представилась, зал просто лег от смеха. Кто знает, как на это реагируют англоязычные люди, но для русскоязычных «Красный воробей» местами превращается в плохую пародию на шпионские фильмы о Холодной войне.
Как бы сильно «Красный воробей» ни старался быть современным (в двух сценах здесь мелькает смартфон и в двух сценах – ноутбук), он выглядит так, будто родом из далекого прошлого. По версии Мэтьюза и Лоуренса у настоящих шпионов на вооружении есть только простая железная отмычка и... сиськи. Простите за прямоту. Мужчинам повезло больше, поскольку им все-таки выдают пистолет (а зачем девушке пистолет, она и так не пропадет, да?). В фильмах о Джеймсе Бонде, снятых в 1960-х, было в разы больше разных интересных примочек, спасающих жизнь. В общем, «Красный воробей» получился слабее всех «Голодных игр», снятых Лоуренсом с Лоуренс, поскольку их по крайней мере хочется пересмотреть. И уж точно этот фильм не сравнится с первыми двумя картинами режиссера Лоуренса «Константин» и «Я, легенда» (да, это он снял эти шедевры!). Но если сравнивать с франшизой «Пятьдесят оттенков серого», то там «Красный воробей» мог бы оказаться на первом месте.
В общем, если хотите увидеть голую и, разумеется, очень умную Лоуренс во всей красе и без нее, в синяках, как после очередных «Голодных игр», то «Красный воробей» для вас. А остальным, кто хочет посмотреть настоящее кино о крутой шпионке, советую прошлогоднюю «Атомную блондинку» с Шарлиз Терон. Доминика Егорова ее Лоррейн Бротон и в подметки не годится.