Материнская любовь к сыну бывает разной: слепой, строгой, милосердной, доброй, сильной и слабой, но всегда неизменной и ни в коем случае не безразличной. И любовь Дианы Депре к своему Стиву кажется ей всемогущей, способной исправить все зло, какое бы он ни натворил, но сколько еще испытаний придется выдержать ей и ему, любви матери и любви сына, чтобы наконец начать новую жизнь, где они оба смогут быть счастливыми?
Свою пятую кинокартину канадец Ксавье Долан посвятил сложным отношениям матери и сына, но, в отличие от своего дебютного фильма «Я убил свою мать», он дистанцировался от автобиографичности и создал совершенно другую историю о силе материнской любви к единственному сыну.
Мать и сын. Диана и Стив. Только они есть друг и друга, будто одни на всей планете, а вокруг них мир, где они никак не могут найти свое место. Они просто пытаются выжить и свести концы с концами. Любопытно было бы взглянуть на отношения матери и сына до смерти отца, когда их семья была крепкой и возможно даже счастливой. Но теперь они живут вдвоем, и их совместная и личная боль, накапливаясь, вырывается наружу пугающими срывами и жестокими выходками сына. Но действительно ли он монстр, которого уже нельзя вернуть? Так могут считать многие окружающие, но только не Диана. Только не его любимая Мамочка.
Уже не первый раз Энни Дорвал играет у Долана мать, но эта ее Диана оказывается гораздо более интересной героиней с характером, хотя в первые минуты фильма кажется, что она – потерянный случай. Но потом актриса раз за разом открывает новую сторону мадам Депре, показывая настоящую сильную женщину, которой досталось от жизни, но она все еще не потеряла надежду. И к концу просмотра начинаешь восхищаться ее силой духа. А юный Антуан-Оливье Пилон, в чьих глазах здесь частенько появляются не просто чертики, а настоящие черти, и вовсе стал на экране воплощением чистой боли, трансформирующейся в жестокость и злость. Вот это настоящий трудный подросток. Его Стива легко возненавидеть, но когда смотришь на него глазами его матери, когда узнаешь, что он пережил, приходит понимание того, почему он временами превращается в неконтролируемый ураган, готовый смести всех на своим пути. И в финале, пережив с Дианой и Стивом целую историю, не остается к сыну ничего, кроме сочувствия и какой-то призрачной надежды на то, что когда-то ему станет лучше; что он, не такой уж и плохой человек, сможет преодолеть все это с поддержкой своей матери.
Вдруг неожиданная помощь семейству Депре приходит в виде застенчивой соседки Кайлы. О себе она мало что рассказывает, о многом нам остается лишь догадываться, но ее доброта и дружба оказывается неоценимым подарком судьбы для всех троих. Ведь Кайле тоже трудно и одиноко. Мне нравилась игра Сюзанн Клеман и раньше, но, как и Энни Дорвал, она смогла впечатлить сильнее всего именно в этом фильме. Они превосходно показали простую и настоящую женскую дружбу таких разных героинь.
Кинокартина является воплощением чистой материнской любви к сыну. И любовь матери здесь не всепрощающая и притворяющаяся, что ее сын – самый лучший, каким бы он ни был, нет, любовь ее здесь сильна как раз тем, что мать видит, каким может стать ее сын, во что он превращает себя и свою жизнь, и она всеми способами готова бороться за него, за то, чтобы все исправить, за них двоих. Долан снова сумел мгновенно захватить таким правдоподобным, острым, ярким изображением обычной повседневной жизни на экране. Его Диана и Стив будто живут с вами по соседству, но люди просто привыкли не замечать таких, как они.
Погружаясь более глубоко в отношения главных героев, режиссер вновь намекает на тему Эдипова комплекса на примере некоторых моментов, созданных Стивом, но тут все либо гораздо проще, либо гораздо сложнее, уже сами для себя выбирайте и делайте выводы. Мать – это все, что у него осталось после смерти отца, он отчаянно, до грани, боится ее потерять и то с искренней детской наивностью, то с пугающей жестокостью старается показать ей, как много она для него значит. Концовка фильма показалась немного затянутой, тут есть несколько сцен, когда думаешь: «Вот и финал», но потом следует еще одна сцена и еще одна. Будто Долан все никак не мог попрощаться с этой историей и ее героями, ведь кажется, что сами они с трудом справятся. Но потом смотришь самую последнюю сцену и понимаешь, что так и должна закончиться на экране история Дианы и Стива, но в своем мире они все еще продолжают жить и продолжают бороться. По крайней мере, в это хочется верить.
Когда с сыном творится нечто ужасное, его любимая Мамочка никогда не поставит на нем крест и сделает все ради его блага, ведь она так сильно его любит.